Игорь Торик (igor_torick) wrote,
Игорь Торик
igor_torick

Category:

Вифлеем. Артас. Запечатанный сад.

12 Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник:
13 рассадники твои - сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами,
14 нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами;
15 садовый источник - колодезь живых вод и потоки с Ливана.
16 Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой,
- и польются ароматы его! - Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его.
Песнь Песней царя Соломона


Элизабет Энн МакКол родилась в Варшаве 1825 году в семье христиан миссионерского толка. Ее отец, по ее собственным воспоминаниям, посвятил всю свою жизнь искуплению вины христиан перед евреями. Он изучал иврит и идиш, и его дочь также знала эти языки почти в совершенстве, выучив их у раввина по имени Авром. Она вообще была полиглотом. Позже ее семья перебралась в Лондон, где они жили в Палестин Плейс и активно участвовали в работе лондонского сообщества по распространению христианства среди евреев. Отец ее был викарием кафедрала Сент Джеймс и семья была представлена ко двору.

В начале 40-х годов Элизабет вышла замуж за Джеймса Финна, ставшего английским консулом в Палестине. Там она учила арабский язык, основала еврейское литературное общество и даже - редчайший случай! - была допущена вместе с мужем на Храмовую гору и в Наскальный Купол. Элизабет Финн была одним из первых фотографов Святой Земли и, когда в 1862 году Иерусалим посетил английский король Эдвард VII, она сфотографировала его у сосны Готфрида Бульонского. Ее альбом с фотографиями хранится в Яд Бен Цви в Иерусалиме. Кроме того, от нее осталось большое количество рисунков и скетчей Святой Земли. Она занималась помощью бедным, строила фермы, помогала еврейским фондам, основала фонд "Сара" для помощи продуктами бедным еврейским женщинам - раздавала рис, сахар и кофе.

Помимо всего прочего, жена английского консула чрезвычайно интересовалась исторической географией библейской земли Израиля. И именно ей принадлежит идея о том, что маленькая деревушка Артас является библейским Эммаусом - местом первого явления Иисуса ученикам после воскрешения. Она купила здесь участок земли и даже вела какие-то раскопки, о которых сообщалось, что были найдены следы построек периода Второго Храма. К сожалению, сегодня никаких следов отчета о тех раскопках мне найти не удалось. Ей же принадлежит идея, о том, что название Артас восходит к латинскому Хортус (Hortus) - Сад - и реминисценция на приведенный в виде эпиграфа стих из Песни Песней царя Соломона.

IMG_8470


В 1866 году семья вернулась в Англию, где Элизабет Энн Финн опубликовала целый ряд трудов о Святой Земле, Иерусалиме и Израиле. Их список есть в статье Википедии, ей посвященной. Умерла Элизабет в 1921 году в возрасте 95 лет.

Поселение на месте Артаса существовало во все времена, еврейский поселок становится византийским, затем арабским, в мамелюкский период жители этого места так же, как ив за тысячи лет до них, отвечали за снабжение Иерусалима водой.. Так же было и в оттоманский период: 32 мусульманских двора отвечали за подачу воды на Храмовую гору. В середине 19 века (при помощи Финнов) здесь возникает поселение мессианских евреев под командованием крещеного еврея Джона Мешулама. В этом поселке, кстати, жил Джоан Гросс Стейнбек, дед писателя Джона Стейнбека. Христианские путешественники того времени описывают арабскую деревню, как построенную из древних камней - видимо, остатков поселения времен Второго Храма.

IMG_8476

IMG_8477

IMG_8473

В 1901 году сюда прибывает Солер, архиепископ Монтевидео (Уругвай) и основывает монастырь с названием - цитатой из Песни Песней Hortus Conclusus, принимавший сирот из Аргентины и Уругвая. Здание монастыря строит семья Моркос из Вифлеема - по крайней мере, так написано в источниках, однако верится в это слабо. Позже, в латиноамериканцы покидают Артас, видимо, из-за конфликта с местными мусульманами, и монастырь заселяют итальянские монахи. Каждое третье воскресенье августа в монастыре происходит фестиваль, посвященный "Запертому Саду".

IMG_8471


Посетившая в 1922 году Артас шведский антрополог Хильма Гранквист сообщает, что в поселке живет 389 мусульман и 44 христианина, из которых 43 - женщины.

IMG_8474

Интересно отметить, что в христианской традиции Hortus conclusus является символическим обозначением Девы Марии в средневековой и ренессансной литературе и живописи, аспространившемся с 1400 года.

В изобразительном искусстве иконографический тип hortus conclusus представляет собой изображение Девы с младенцем в прекрасном саду, огороженном высоким забором, подчас в окружении святых жён и ангелов. В этих, как правило, небольших картинах радости жизни соединяются с глубоким символическим содержанием.




Библиография:

Conder, Claude Reignier; Kitchener, Herbert H. (1883). The Survey of Western Palestine: Memoirs of the Topography, Orography, Hydrography, and Archaeology 3. London: Committee of the Palestine Exploration Fund.
Guérin, Victor (1869). Description Géographique Historique et Archéologique de la Palestine. Vol 1, Judee, pt. 3.
Hütteroth, Wolf-Dieter; Abdulfattah, Kamal (1977). Historical Geography of Palestine, Transjordan and Southern Syria in the Late 16th Century. Erlanger Geographische Arbeiten, Sonderband 5. Erlangen, Germany: Vorstand der Fränkischen Geographischen Gesellschaft.
E. Mills, ed. (1932). Census of Palestine 1931. Population of Villages, Towns and Administrative Areas. Jerusalem: Government of Palestine.
Palmer, E. H. (1881). The Survey of Western Palestine: Arabic and English Name Lists Collected During the Survey by Lieutenants Conder and Kitchener, R. E. Transliterated and Explained by E.H. Palmer. Committee of the Palestine Exploration Fund.
F de Saulcy (1872): Voyage en terre sainte Vol 2.
Rogers, Mary Eliza (1865). Domestic life in Palestine. Poe & Hichcock.
Sharon, Moshe (1997), Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae, Vol. I, A, BRILL, ISBN 90-04-10833-5
Socin, A. (1879). "Alphabetisches Verzeichniss von Ortschaften des Paschalik Jerusalem". Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins 2: 135–163.
le Strange, Guy (1890), Palestine Under the Moslems: A Description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500, Committee of the Palestine Exploration Fund, London




Tags: израиль, история, фотки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments