Игорь Торик (igor_torick) wrote,
Игорь Торик
igor_torick

Category:

Ликбез по авиабилетам

В процессе дискуссий накручивал ли Эль Аль цены на билеты из-за отмены рейсов других компаний, выяснилось, что подавляющее большинство народа просто не имеет понятия как происходит ценообразование на авиабилеты, и многие приняли исчезновение дешевых билетов за поднятие цен. Некоторыми респондентами высказывалась уверенность, что цена на весь экономкласс должна быть одинаковой. Постараюсь объяснить, как это выглядит на самом деле.

Очевидно, что каждый из нас выбирает свой тип билета. Я могу полететь в нужное мне место на неделю, могу на месяц - а могу вообще не быть уверенным, когда мне нужно будет возвращаться. И так каждый из нас. Авиакомпания (любая) на основе своего практического опыта, на основе тенденции изменения пропорций заказов за много лет прогнозирует спрос на места и сроки полетов. Например, известно, что билет с закрытой датой (которую нельзя изменить) покупают как правило 20 процентов пассажиров на каждый рейс в среднем. (Цифры я беру с потолка для удобства). Из них 15 процентов на неделю и 5 процентов на месяц. Таким образом, а/к знает, что через неделю ей понадоится столько-то мест на возврат, а через месяц - столько то. То есть, что она может гарантировать заполняемость мест на определенные даты.

Когда а/к знает, что на конкретную дату у нее будет выкуплено много билетов - на эту дату она может делать скидки. Ведь чем больше заполнен салон, тем дешевле обходится каждое полетное место - это понятно ведь? Значит, исходя из этого расчета, а/к может зарезервировать под недельные (туда-обратно) полеты 15 процентов мест в салоне. Под месячные - 5 процентов, под годовые с открытой датой - 10 процентов, под открытую дату без ограничения (это сложнее всего, потому что нет никакого прогноза когда будет занято место обратно) - 3 процента. И так далее. И таким образом возникают "классы продаж". В эконом-классе таких классов может быть до полутора десятков, в зависимости от различных обстоятельств. И столько же - в бизнес классе. Соответственно, у каждого класса есть своя оптимальная рыночная стоимость. Как мы уже показали, недельный билет продавать выгоднее всего - поэтому его можно продать дешевле всего. Месячный - чуть менее выгодно и его цена немного выше, с открытой датой - менее всего выгодно и, поэтому, у него самая высокая цена. Это все внутри эконома или бизнеса соответсвенно.

Вот вам абстрактная картинка - скрин экрана профессиональной программы "Амадеус", которой мы, турагенты, в большинстве своем сегодня пользуемся. И разберем ее приблизительно:

amadeus1


Это экран, показывающий все полеты в определенную точку мира на определенную дату. Конкретнее - на 12 июля из Копенгагена в Лондон. В строчке, пронумерованной номером 3 указан рейс компании British Airways за номером 811. Напротив номера рейса - две строчки букв с цифрами.
Первая строчка - J9 C9 D9 R9 I9 Y9 B9
Вторая строчка - H9 K9 M9 L9 V9 N9 Q9 O9 S9 G9

Это все классы продаж. Буква - наименование класса, цифра - наличие свободных мест. Девятка означает, что мест неограниченно много.

Первые 5-6 букв - это внутри бизнес-класса, остальные - эконом. Ну, скажем, опять-таки с потолка, что
J - Бизнес, открытая дата
C - бизнес, годовой
D - бизнес, месячный
R - бизнес, недельный
I - бизнес для пенсионеров

а, соответственно,
Y - эконом, открытая дата
B - эконом, открытая дата годовой
H - эконом, закрытая дата годовой
K - эконом, детский годовой с открытой датой
M - детский годовой с закрытой датой

ну и так далее. У каждого класса продажи - своя цена. Теперь посмотрим на картинку номер 2.

amadeus2

Это цены на полет компании United American по классам. Посмотрим таблицу. Первый столбец - порядковый номер строки. Для уобства ссылки внутри Амадеуса. Второй столбец - стоимость данного класса. Третий - название класса и его условия.

1 99 долларов, класс L, скажем, для продаж с 14 августа по 18 ноября

2 139 долларов, класс Т скажем, для продаж с 14 августа по 18 ноября

и так далее

18 строчка - цена 1727 долларов Y бизнес класс без всяких условий
19 строчка - цена 2674 долларов F первый класс без условий

Обратите внимание: более дорогой класс всегда включает в себя менее дорогие. То есть, когда заканчивается класс Т - недельный тариф по самой низкой цене, возврат запрещен (это дает возхможность а/к еще удешевить билет), мы можем продать следующий класс S на неделю же, хотя он позволяет продать билет на период до месяца. Когда к нам приходит обычный клиент, он просит билет, предположим, на неделю, подешевле. И мы продаем ему класс Т как самый дешевый. Теперь представьте себе, что возник ажиотаж и билеты класса Т раскупили все за полчаса. Приходит следующий клиент и хочет улететь на неделю же тем же рейсом. Что мы можем ему предложить? Ровно тот же самый полет, но уже только в классе S не за 139 долларов, а уже за 190. И клиент начинает жаловаться - дескать, только что вы продали точно тот же самый полет туда и обратно в полтора раза дешевле! Действительно, продали. Вот только этот продажный класс закончился и остался более дорогой.

Именно эта история произошла с эти дни с Эль Алем. Так что не слушайте паникеров и сторонников теорий заговора, а постарайтесь разобраться в том, как работает эта система!

Всем хороших полетов!!



Tags: деньги, наука путешествовать, туризм, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →