Игорь Торик (igor_torick) wrote,
Игорь Торик
igor_torick

Categories:

Кносский дворец

Сначала - техническая информация. В кассы Кносского дворца стоит громадная очередь. Ее можно избежать и, при этом, съэкономить, купив в Археологическом Музее Ираклиона совмещенный билет на обе достопримечательности. Он стоит 10 евро на взрослого, дети до 18 лет бесплатно. Как добираться до Кносса общественным транспортом я не знаю, на машине это совсем недалеко на юг от Ираклиона, однако движение по этой дороге медленное и с пробками.




Кносский "дворец" (в кавычках, потому что это целый город не всегда понятного назначения) - самый крупный раскопанный объект минойской цивилизации с огромным количеством интереснейших находок (смотри мои посты по музею Ираклиона) расположен в нижней части горы Кефала между двумя ручьями на участке чрезвычайно плодородной земли. Первое поселение здесь появляется еще в неолитические времена, в период с 6700 по 3200 годы до нашей эры, активно ращвиваясь. Затем, как мы уже писали, необъяснимый перерыв более чем на 1000 лет. А в 1900 году до нашей эры, ориентировоно, появляется первый дворец. В очерке об истории минойцев мы говорили о том, что везде наблюдается одна и таже картинка: возникновение первых дворцов 1900-1700 и на рубеже 1700 - второе, более мощное дворцовое строительство вплоть до прихода микенцев.




Руины Нового дворца были раскопаны Артуром Эвансом в 1900 году. Комплекс из многих сооружений воздвигнут вокруг центрального двора, входы имелись с разных сторон. Двое больших ворот с югозапада и севера. Западное крыло комплекса включает в себя святилища, церемониальные залы и склады. Восточное крыло - богатые жилые помещения. С юга и севера - постройки различного назначения. Архитектура дворца необычайно богата как по разнообразию архитектурных элементов - портиков, двориков, колонн, комнат, так и по удивительному разнообразию строительных материалов: дерева, кирпича, обработанного камня, гипса и многого другого. Комнаты были деокрированы многоцветными фресками. Дворец представлял собой центр административной, экономической и религиозной жизни того времени. Эванс, в соответствии со своим пониманием раскопанного, дал различным помещениям условные названия. Он базировал сови определения на находках, мифологии, сравнения с другими аналогичными раскопками древниз цивилизаций, существовавших в его время. Названия помещений сохранены по Эвансу - Дворец Царицы, Тронный Зал и т.д., хотя сегодня мы придаем им другие коннотации. В отличие от других минойских дворцов, Кносский породолжил свое функционирование и после 1450 года до н.э., после разрушения минойской цивилизации микенской. Большинство исследователей верят, что помещения использовались микенскими греками и в более поздние времена - на основании найденной здесь библиотеки эпиграфов написанных линеарным письмом В. Дворец, оевидно, потерял свое значение после 1380 года до н.э.




Первые раскопки начались здесь в 1878 году, когда бизнесмен-антиквар из Ираклеона Минос Калокеринос раскопал часть западного крыла. О наличии развалин в Кноссе было известно уже Шлиману (из писем Калокериноса). Шлиман планировал раскопки в Кноссе, но из-за натянутых отношений с турецкими властями этим планам не было суждено осуществиться. Систематические раскопки территории начаты в 1900 году английским археологом Артуром Эвансом, который скупил земли, на которых стоял дворец. Поскольку англичан интересовал период до 1450 г. до н. э. (т. н. новодворцовый), все более поздние слои были уничтожены. Параллельно с раскопками велось воссоздание руин в «первоначальном виде» (как его представлял себе сам Эванс). В связи с этим в настоящее время рядовому туристу не всегда просто отделить останки древних построек от того, что было достроено Эвансом. И это, кстати, самая большая проблема туриста в Кноссе - слишком много реставрация и реконструкций, которые затмили оригиналы. Эванс работал тут около 30 лет. К его работам и реконструкция отношение среди археологов довольно сложное - Эвансом руководили скорее эмоции, нежели исторические и археологические знания и реконструкции не всегда выглядят достоверными. Позднее, после Второй Мировой войны здесь вели дополнительные раскопки британские археологи - и тоже небезуспешно. Греки из местного управления древностей (археологического музея Ираклеона) такде провели дополнительные раскопки, а в 90-е годы была проведена окончательная консервация объекта.



Вход на раскопки идет через так называемый "Западный Коридор", который служил, вполне возможно, для официальных торжественных процессий. Он был закрыт крышей, державшейся на деревянных столбах, оштукатуренных и украшенных фресками. Имелись декорации в виде голов быка и небольшая комната стражи. Вход в коридор закрывала двойная дверь, а на стенах было изображение процессий людей, держащих в руках дары, а также музыкантов, что и послужило определением его назначения. Коридор имел очень красивый пол. По Эвансу, коридор заканчивался на центральной площади.








Южные Пропилеи мы представляем себе исключительно по реконструкции Эванса. Он же поместил сюда найденный им фрагмент фрески несущего прекрасную чашу человека. Эванс считал, что корридор процессий заканчивался здесь. В этом месте, кстати, нашли огромные сосуды для хранения пиши, относящиеся уже к греческому периоду.






Южный вход называют "коридором принца лилий", поскольку здесь была найдены фрагенты фрески с таким изображением. Южные ворота сохранились плохо, однако были большими и коридор вел отсюда на центральную площадь. Эванс восстановил ближнюю к центральной площади его часть и именно сюда поместил реконструированную фреску. На фреске изображение человечекой фигуры, украшенной множеством ювелирынх изделий рядом с изображением лилий. Эванс считал, что это изобрадение главного священника, сегодня ученые склоняются к мысли, что это местный принц. Некоторые утверждают, что здесь изображена вообще женщина.






Центральная площадь имеет размеры 50 на 25 метров. Подобные площади мы наблюдаем во всех минойских дворцах различных эпох. Назначение такого двора - в соединении различных крыльев комплекса и организации выходов из комплекса во все нужные стороны. Покрытые пола площади сохранилось в северо- и югозападных ее углах. Площадь, очевидно, испольовалась также и для административных и для религиозных собраний широкой публики.

Фрагмент главного "дворца" комплекса:




Северная часть постройки:






Фрески центрального дворца. Из-за застекления, к содалению, получились не очень хорошо:








Ну и, наконец, в юго-западном углу комплекса найдено несоклько огромных круглых ям-построек. Первые исследователи назвали их "кулурес" и Эванс созранил это название. Их назначение неизвестно, по одному из предположений - это мусорные ямы. Однако, на мой взгляд, они чрещычайно позоди на зернохранилиза в древних городах Израиля. Например, в подобное созранилось в Меггидо. Постройки эти, суд по всему, относятся еще к периоду Первого дворца, а в их полу надены руины неолитической постройки.







Следующий пост - о раскопках Феста.
Tags: археология, греция, история, крит, туризм, фотки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments