Игорь Торик (igor_torick) wrote,
Игорь Торик
igor_torick

Category:

Семь дней недели создал бог (с)

Еврейская теология (а вслед за ней христианская, мусульманская и далее везде) утверждает, что семидневную неделю нам заповедал бог, и человечество использует именно такое деление изначально. В таком случае, следует неизбежный вывод, цикличность семидневки никогда не нарушалась, и дни недели совпадали всегда и везде. То, что, не смотря на совершенно разные календари, исчисление годов и месяцев, дни недели на протяжении тысячелетий в большинстве стран и народов мира совпадают, удивительно уже само по себе. Но сколько времени это продолжается, так ли это было всегда? Вопрос интересный.

Использование семидневной недели исторически появляется приблизительно в 20-м веке до нашей эры, то есть 4000 лет тому назад в Вавилоне. Во времена Авраама. Конечно, семидневку придумал не Авраам и не евреи, наоборот, распространенность такого деления во времена Авраама ознчает, что оно предшествовало иудаизму и использовалось Авраамом просто как уже наиболее привычное ему.

История знает попытки других делений. Древние египтяне делили неделю на 10 дней. У древних германцев была 14-дневная неделя, а у кельтов - 9 дневная. В Риме, до реформ Домициана использовали 8-дневную неделю, дни которой обозначали буквами от А до Н, причем последний день считался базарным. Однако именно 7-дневное деление триумфально пошло по миру не только в связи с использованием этой парадигмы монотеизмом (от иудаизма и далее), но и перешло в Индию, к древним грекам, а, затем, окончательно к 3-му веку его приняли и римляне.

Еврейская традиция, использовав вавилонскую семидневку, создала идею о том, что бог творил мир 6 дней, на седьмой, в субботу отдыхал - отсюда и цикл. Почему работал именно 6, а не 5 или 7? Именно потому, что семидневка уже была общепринятой в той среде, в которой появился и развивался иудаизм. Суббота, шаббат (остановка, отдых - отсюда однокоренное "швита" на иврите - забастовка) стала завершающим днем недели. Воскресенье - первый день (на иврите, кроме субботы все остальные дни просто перечисляются порядковыми номерами) - первым. И сохраняется первым в очень многих календарях. Начало недели на понедельник перенесли только католицизм и православие. Согласно концепции католической церкви, воскресенье в христианской церкви полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего». Православная церковь проводит различие между заповедью о субботе для евреев и «днём Господним» (воскресеньем) для христиан, по православным представлениям, «празднование воскресенья — это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник, не отменяющий собою чествование субботы». В православии субботы посвящены «всем святым», а также являются днями для молитвы о мёртвых, поскольку в субботу тело Иисуса Христа находилось в гробнице, а его дух — в «преисподних местах земли».

Протестанты, к примеру, считают воскресенье - первым днем недели. Посмотрите на любой американский календарь. Семидневная неделя оказалась весьма жизнеспособной, даже переход с юлианского календаря на григорианский не изменил последовательность дней, ритм нарушен не был. Есть и астрономическое объяснение 7-дневки. 7 дней это приблизительно четверть лунного месяца, наблюдение же за фазами Луны было для древних наиболее доступным и удобным способом измерения времени. Современные психологи утверждают также, что цикл 6 дней работы, седьмой отдых наиболее оптимален для человека, и дает возможность использовать цикл работа-отдых наиболее полно для производительности труда. Возможно, что были или есть и другие причины столь триумфального распостранения именно такого недельного деления по миру.

Порядок дней недели можно получить «геометрически» по острой гептаграмме в виде семиконечной звезды размера. Светила расположены в точках гептаграммы в том порядке, который установлен со времён Птолемея и стоиков. Проходя по маршрутной линии от одной планеты к другой, можно получить порядок дней недели. Эта гептаграмма дней недели, возможно, существует с эпохи эллинизма. Как написано в энциклопедии Symbol: «Гептаграмма была создана именно с принятием и широким распространением семидневной недели в эллинистическом мире смешанных культур». Объяснение астрологического порядка дней недели дали Веттий Валента и Дион Кассийский. По данным этих авторов, принятый порядок является одним из принципов астрологии. По системе Птолемея небесные тела расположены в следующем порядке (по убыванию расстояния от Земли): Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Этот порядок впервые был установлен ещё греческими стоиками.

Система именования дней недели Восточной Азии тесно переплетается с латинской системой и основана на «Семи светилах», в которые входят Солнце, Луна и пять планет, видимых невооружённым глазом. Эти пять планет названы по пяти элементам древних религиозно-философских учений Восточной Азии: Огонь (Марс), Вода (Меркурий), Дерево (Юпитер), Золото (Венера) и Земля (Сатурн). Наиболее ранние упоминания семидневной недели в Восточной Азии в современном порядке и с современными названиями встречаются в сочинениях китайского астролога Фэн Нина, который жил в конце 4 века в эпоху династии Цзинь. Позже, в 8 веке, в эпоху династии Тан, проникновение манихейства документируется в трудах китайского буддийского монаха Ицзина и центральноазиатского буддийского монаха Амогхаваджры. Китайская транслитерация планетной системы вскоре была принесена в Японию японским монахом Кобо Дайси. В сохранившихся дневниках японского государственного деятеля Фудзивары но Митинаги встречается семидневная система, используемая в Японии периода Хэйан в начале 1007 г.

Исходя из вышесказанного логично предположить, что цикличность дней недели в разных культурах - на Ближнем Востоке с 20 века до нашей эры, в Европе с 3 века нашей эры, на Дальнем Востоке с 4 века - имеет постоянную преемственность и никаких сдвижек не происходило. Благодаря этому мы легко можем открутить назад и посчитать, на какой день недели приходится та или иная дата в истории человечества, на тот очень немалый период, когда семидневка существует. Еще раз подчеркну, что это логика рассуждения, а не строгое доказательство и, теоретически, сдвижки могли происходить, хотя в таком случае мы бы наблюдали хотя бы временное несовпадение дней недели в разных культурах; однако, такого не наблюдается.
Tags: история, иудаизм, религии, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments