Игорь Торик (igor_torick) wrote,
Игорь Торик
igor_torick

Categories:

Италия. Рим-3.

Продолжение путеводителя по Италии.


Рис. 1. Схема центра города. Термини.






ЕВРЕЙСКИЙ КВАРТАЛ




Старый еврейский квартал или гетто располагается совсем рядом с древним городом за театром Марцелла. Он ограничен с одной стороны Тибром, с других – виа Аренула и Ларго Арджентина. Необходимо заметить, что в Риме евреи жили всегда. По крайней мере, к тому моменту, когда в 64 году до нашей эры Гней Помпей впервые появляется в районе Израиля, еврейский квартал в городе уже давно существует. Возможно, наши предки попали сюда одновременно или несколько позже старца Энея, может быть первые еврейские торговцы высадились на Апеннинском полуострове с первыми мореплавателями – финикийцами, а, может быть, с их последователями – греками. По крайней мере, решать те или иные вопросы, связанные с евреями приходилось почти каждому римскому императору. Цезарь, Август, Клавдий и Каракалла относились к ним традиционно хорошо, а Нерон, Флавии и Адриан – традиционно плохо. В самой древности евреи населяли южную часть города – за термами Каракаллы и с другой стороны Тибра. К переходу Рима в католичество, основное еврейское население проживало в новообразованном районе Трастевере (что означает – «за Тибром»). Лишь в в 1555 г. – как мы помним, это время общеевропейских гонений на евреев – папа Павел IV насильно отправил евреев в гетто, наложив на них огромное количество ограничений и контрибуций. Он же изобрел желтые отличительные знаки, запреты на свободное передвижение и принудительные работы. Это был период, когда евреев в Риме жило меньше всего – лишь около 8 тысяч.
В середине 19 века в связи с общим просвещением гетто было упразднено и еврейское население, к тому времени значительно возросшее, разъехалось по всему городу. Сегодня в Риме часто можно увидеть на вывесках магазинов и ресторанов еврейские имена и фамилии, им часто принадлежат дорогие и модные бутики, фабрики сувениров и туристические агентства. В Италии антисемитизм не слишком силен по сравнению со многими другими странами Европы, например, Германией или Францией. Даже во времена фашизма Муссолини массовых уничтожений не проводилось, дуче позволил уехать из страны всем желающим, а потом пропускал через свою территорию полулегальных беженцев из Германии. Реальные репрессии против евреев в Италии начались лишь тогда, когда недовольный Муссолини в этом плане Гитлер послал сюда свои «проверенные кадры». После окончания войны и практически до наших дней антисемитские выходки в Италии хотя и наблюдались, но никогда не имели массового характера. Тем не менее, по указу итальянского правительства все еврейские объекты в стране тщательно охраняются – в основном не от итальянцев – антисемитов, а от арабов – террористов, которых здесь, как и во всей Европе немало. К сожалению, последнее время на стенах римских домов стали появлятся надписи, направленные против евреев, чего раньше никогда не наблюдалось. Связано это с тем, что итальянцы безумно устали от неисчислимых толп иностранцев в стране – арабов, негров, китайцев, филлипинцев, которые загрязнют города, занимаются нелегальной торговлей, проституцией и бандитизмом. Вновь поднимает голову национализм и первый удар, как всегда, традиционно приходится по евреям. Уже в наше время в Риме были нападения на синагогу.

Рис.2. Итальянская синагога. Средневековая картина.

Но вернемся в гетто. Сегодня большая часть местного населения евреями не являются, однако здесь сохранились кошерные лавки, булочная (где продают исключительно вкусные творожные пироги) и еврейский книжный магазин. Есть молочный кошерный ресторан и пара кафе. Однако, если вы соскучились по мясной израильской пище, то поезжайте на станцию метро «Площадь Болонья», от площади нужно пройти по одной из боковых улочек метров 50 и вы увидите ресторан под названием «Ориентал Фуд». Тут вам будет и шуарма, и фалафель, и хумус, и питы – все, по чему скучает душа настоящего израильтянина – и все это возможно даже на иврите. Учтите только, что в шаббат, посты и праздники ресторан закрыт.
Главной достопримечательностью района является, естественно, синагога. Синагога относительно новая, здание было построено в самом начале нашего века в 1904 г. Говорят, что большая высота ее купола – это своеобразный вызов Ватикану, расположеному напротив. На стене синагоги - мемориальная доска, которая рассказывает о депортации евреев. Представитель Гитлера по фамилии Капплер приказал каждому еврею собрать по 50 кг. золота, а, затем, депортировал все еврейское население Рима силой. В 1986 году папа Иоанн Павел II устроил впервые в истории Ватикана (и еврейской) совместную молитву в синагоге с главным раввином Рима Элио Тоаффа. Вход в синагогу платный, даже для евреев, даже для израильтян и высказывания типа «мы пришли помолиться» никоим образом не помогают. При входе стоят автоматчики, а служащие синагоги тщательно проверяют документы. Синагога необычайно красивая, так что зайти сюда безусловно стоит, только помните, что фотографировать и снимать на видеокамеру в ней строжайше запрещено. Здесь же находится музей истории евреев Рима и иудаики, менее интересный, чем сама синагога. В субботу и праздники синагога и музей закрыты. Неподалеку от синагоги находился портик Октавиана – античная галерея искусств построенная, как понятно из названия Октавианом Августом. Руины портика были погребены под церковью Сант Анджело, где евреев в средние века насильно заставляли принимать христианство.




ЦЕНТР НОВОГО ГОРОДА


Рис.2. Термы Диоклетиана около Термини.

В центре нового города довольно много разбросанных по его территории разного рода объектов туристического интереса. Объездить их не представляет большого труда благодаря наличию в Риме двух веток метрополитена, транспорта быстрого и довольно удобного. Билет на одну поездку можно использовать дважды в течении 75 минут, причем не только на метро, но и на других видах городского транспорта. Можно также купить прооездной на целый день. Кроме метро и обычных автобусных линий в Риме действуют также несколько веток туристических автобусов, номера которых начинаются с буквы J. Учтите, пожалуйста, что обзественный транспорт, особенно метро – место активного воровства – не лезьте в толпу, остерегайтесь цыган, не носите ничего ценного в сумочках и «паучах». Пересадочный узел римского метро находится на станции «Термини», откуда мы и начнем свой рассказ. Станция Термини получила свое название от одноименного железнодорожного вокзала, а тот, в свою очередь, от находящихся напротив него развалин терм Диоклетиана, частично превращенных в римский национальный музей. Сам вокзал сегодня – это огромный торговый центр в несколько этажей, а вокруг него располагаются самые дешевые районы Рима – в том числе, в отношении гостиниц. Неподалеку от вокзала на северо-запад довольно красивая современная, но построенная в стиле эпохи Возрождения площадь Республики, от которой идет улица виа Национале, другим своим концом упирающаяся в древний город.
Если спускаться от Термини на юг по виа Кавур, то через несколько сотен метров можно выйти к площади Эсквилино, на которой стоит очень интересная церковь Санта Мария Маджоре. Эпитет «чудесная» в названии напоминает об истории ее строительства – одному из пап приснился сон, что он должен построить церковь там, где назавтра выпадет снег. Дело было летом, а снега в Риме летом не бывает, и когда на этом месте на самом деле выпал снег, то строительство было начато немедленно. Произошла эта история в 4 веке, с тех пор церковь неоднократно перестраивали и здесь можно увидеть мозаики 5 (неф) и 13 (апсида) века, часовни 16-го и фасад 18-го. 5 августа сквозь специальное отверстие в потолке бросают белые цветочные лепестки в напоминание о чуде.
Если по линии метро А доехать до станции «пьяцца ди Порта Сан Джиованни», то на запад от станции можно увидеть папский дворец и церковь Сан Джиованни ин Латерано с красивой площадью и баптистерием. С другой от метро стороны между улицами Статилиа, Людовико Савойа и Санта Кроче ин Джерузалемме находится вилла княгини Болконской, одна из нескольких в Риме. В юго-восточном конце улицы Санта Кроче ин Джерузалемме находится одноименная церковь, основанная еще по приказу императрицы Елены, матери императора Константина. Той самой, что откопала в Иерусалиме крест, на которым распяли Иисуса. Крест этот оставался в Храме Гроба Господня до крестоносцев и погиб при них во время боя последних с арабами Саладина в Галилее при Карней Хиттим. Однако существует множество легенд о различных кусочках и щепках этого креста, хранящихся в сотнях церквей мира. Здесь также есть одна из них, наряду с другими реликвиями, связанными с жизнью императрицы. Рядом со зданием церкви – остатки амфитеатра Кастренсе периода позднего Рима, встроенного в Аврелианскую стену. Мы отправимся ртсюда на север по улице виа Елениана и через несколько минут подойдем к внушительным руинам древних ворот Порта Маджоре. Это городские ворота первого века нашей эры, построенные над богатой гробницей примерно того же периода. Позже конструкцию ворот использовали в качестве акведука для подачи воды. Если отсюда по виа Джиолитти возвращаться по направлению к вокзалу, около путей можно увидеть остатки храма Минервы 4 века н.э.
От станции метро «Пьяцца Барберини» по той же ветке можно пойти на север по одной из самых модных улиц современного Рима – виа Витторио Венето. В классические времена здесь были дачи и сады знаменитых императоров и до сих пор руины Аврелиановой стены напоминают нам о богатстве и славе архитектора Саллюстрия, разбившего здесь великолепные сады. В средние века огромный район у северного конца виа Венето был отведен под виллу богатейшего кардинала Сципиона Кафарелли из семейства Боргезе, предка будущего наполеоновского генерала. В конце 19 века король Италии подарил эту территорию народу Рима, открыв здесь самый большой и красивый парк города, который и до сегодняшнего дня называется вилла Боргезе. В парке множество цветников, памятников, домиков и вилл, летом работают фонтаны, а несколько музеев и галерей, расположенных здесь, привлекают к себе гостей и жителей Рима круглый год. Вернуться отсюда можно к станции метро «Фламинио».
Довольно любопытным центральным районом в Риме является Трастевере, то есть «за Тибром», куда, к сожалению, ветка метро еще не проложена. Попасть туда проще и интереснее всего от еврейского гетто, перейдя через реку по мосту, проложенному через остров Тиберина. В древности на этом живописном островке был храм бога врачевания Эскулапа, а с этих мостов сбрасывали в реку неугодных, в том числе императоров. Сегодня на этом месте – церковь св. Варфоломея. Самый первый мост через Тибр был построен еще в середине 2 века до нашей эры – Понте Ротто – и остатки его опор видны с юга от острова. Два моста через остров были построены в 1 веке до н.э., а затем перестроены в 16 веке. Напомним, что еще до середины 16 века Трастевере был районом еврейским, но по приказу тогдашнего папы евреев выселили в гетто, а здесь стали строить церкви. Здесь множество небольших красивых площадей, церквей, несколько богатых средневековых вилл, из которых мы рекомендуем обратить внимание на дворец банкира Киджи – виллу Фарнезина, где сохранились работы Рафаэля и других замечательных художников средневековья. Очень интересен также палаццо Корсини, в котором сегодня располагается Галерея древнего искусства, хранящая работы Рубенса, Ван Дейка и Караваджо. Оба этих дворца расположены на виа делла Лунгара. В Трастевере также находится крупнейший блошиный рынок Рима – Порта Портезе. В западной части района расположены холмы, с которых открываются красивейшие виды на Рим, в том числе холм Джаниколо, виллы Шиара и Дориа-Памфилиа.
Однако римляне, как правило, приезжают в Трастевере не для того, чтобы гулять по паркам и галереям или покупать на рынке – здесь находятся самые модные на сегодняшний день (ах, как быстротечна мода!) рестораны Рима. Погуляйте по проспекту Трастевере, по боковым улочкам ближе к излучине Тибра – и вы обязательно наткнетесь на остерию или тратторию, которая привлечет ваше внимание обстановкой, тихой музыкой или неярким освещением. Не отказывайте себе, сядьте за столик и вкусите римских яств – ведь любой город познается, в том числе и через его рестораны. Для не соблюдающих кашрут здесь можно рекомендовать: на первое – спагетти алла карбонара с кусочками колбасы и ветчины, а на второе – скалопини из свинины в лимонном соусе. Для тех же, кто свинину не ест паста пармезан примавера – паста с сыром пармезан или - поло путанеско – цыпленок по-путански, закусить все это итальянским яблочным пирогом или квадратини алла лимоне и запить, конечно же местным вином или классическим итальянским мартини. Ну как же в Италии без мартини – россо, бьянко или сухого, это уже, конечно, по вашему выбору! Потом заказать чашечку кофе и глазеть на проходящую мимо публику, на веселящуюся молодежь и думать о своем, вдыхая влажные римские сумерки…
Другой центральный район Рима, куда можно добраться по линии метро В, следуя до станции «Пирамида», носит название Тестаччо. Здесь в древние времена располагались кварталы простого народа, обслуживавшего столицу, а также торговые еврейские кварталы. История сохранила упоминания о карнавалах в Тестаччо и еврейском (в основном, финансовом) в них участии. Из современных достопримечательностей в районе можно отметить гробницу Гая Цестия, неподалеку от площади Сан Паоло и ворота Порта Сан Паоло, которые в древние времена служили городскими воротами в направлении Остии. Переименовали их, как понятно, в честь апостола Павла, поскольку, как считается, он здесь проходил. В здании ворот есть небольшой музей Остийской дороги. Неподалеку от ворот сохранился огромный холм, целиком состоящий из осколков керамики древнего Рима. Собственно, и район получил название от сокращенного латинского «черепки амфор». В те времена в этом месте побережья Тибра был крупнейший торговый порт, через который в столицу поставляли вино и масло. Между воротами и рекой находится Английское кладбище, где похоронены английские поэты Китс и Шелли.
К безусловным достопримечательностям Рима также относится знаменитый киногород, своего рода римский Голливуд – Чинечита, построенная Бенито Муссолини. Здесь снималось огромное количество знаменитых фильмов, упомянем «Римские каникулы», «Камо грядеши?», «Бен Гур», «Клеопатра», все фильмы великого Федерико Феллини, Антониони, Дзефирелли, Витторио де Сика, Пазоллини, здесь работали Марчелло Мастрояни, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Джина Лоллобриджида, Одри Хепберн, Грегори Пек и многие - многие другие. Сегодня итальянское кино значительно сдало свои позиции, молодежь предпочитает американские фильмы, а телевидение подставило подножку кинотеатрам.




ВАТИКАН


Рис. 3. Схема Ватикана.

Ватикан находится в сердце Рима, на правом берегу Тибра. Это самое маленькое независимое государство, территория которого составляет примерно половину квадратного километра, а население не превышает 2000 жителей. Это резиденция Римского Папы, духовного главы римской католической церкви. Туристы и паломники со всего мира посещают Ватикан не только по религиозным мотивам, но и для того, чтобы полюбоваться его огромными художественными богатствами, среди которых можно назвать в первую очередь собор Святого Петра, Музеи, галереи, библиотеки, Сикстинскую капеллу с фреской “Страшный Суд” Микеланджело и знаменитые ватиканские станцы Рафаэля. Ватикан, основанный на месте казни и захоронения апостола Петра, считающегося первым римским папой, с 1506 г. охраняет специальная армия, состоящая из швейцарских гвардейцев. В Ватикане, также как и в любом «настоящем» государстве, есть своя почта, телефон, министерства, разведка и все остальные структуры. Добраться в Ватикан проще всего на метро до станций «Оттавиано» или «Чипро – музеи Ватикани» в зависимости от того, хотите вы начать с собора или с музеев вашу экскурсию здесь. Не забудьте, что в Ватикан можно заходить только в скромной одежде – колени и локти должны быть прикрыты, в музеях нельзя есть, а также пить газированные напитки – чтобы брызги не летели на бесценные полотна. Учтите также, что в музеях Ватикана также полно воров, которые пользуются рассеяностью туристов, в особенности в Сикстинской капелле.
Главным и центральным сооружением этого государства является собор св. Петра, стоящий на месте бывшего цирка Нерона, на территории которого, как говорит традиция, и был казнен Шимон по прозвищу Петр. Эта церковь по форме классической базилики является самым большим христианским храмом в мире. Многие архитекторы принимали участие в разработке проектов и перестроек собора, среди которых самым выдающимися были, безусловно, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль и Бернини. Первая базилика, стоявшая здесь, относится еще к периоду правления императора Константина и была построена им сразу после Храма Гроба Господня в Иерусалиме и Храма Рождества в Вифлееме. Микеланджело в 1546 г. спроектировал купол церкви, а последняя перестройка – работа Бернини (1629 г.), который также построил и ватиканскую площадь с колоннадой. Египетский обелиск в ее центре установлен по повелению папы Сикста V. В сам собор ведет несколько дверей, каждая из которых имеет собственное название и спонсора. Слева направо это – Дверь Смерти, Дверь Добра и Зла, Дверь Филерете, Дверь Таинств и Святая Дверь, которая открывается лишь раз в 40 лет.
В соборе на полу медными пластинами отмечены сравнительные длины других самых больших соборов в мире – этакая гордыня превосходства. Сразу справа от входа – самая большая художественная ценность собора – знаменитейшая скульптура Микеланджело «Пьета» – грусть Марии над телом распятого сына. Но наряду с печалью в улыбке матери сквозит и некая радость, гордость своим сыном, который отныне станет властителем дум трети человечества. В 1970 году сумасшедший турист отколол нос скульптуры, с тех пор «Пьету» держат за пуленепробиваемым стеклом. В алтарной части церкви – огромный балдахин над криптой – тот самый, для которого Барберини сняли позолоту с Пантеона. Одним из художников балдахина был Бернини. С четырех сторон алтарь окружен четырьмя колоннами с изображениями на них: св. Елены, матери императора Константина с крестом (говорят, что она и сюда привезла щепку креста господня), св. Логнинуса, римского легионера, прекратившего при помощи своего копья мучения Иисуса на кресте (говорят, что и копье замуровано здесь же), св. Андрея и св. Вероники. Справа от алтарной части чуть ближе назад ко входу – скульптура св. Петра работы Арнольфо ди Камбио со всегдашней очередью паломников к ней. Сапог скульптуры стерт до блеска прикосновениями рук верующих. В главной апсиде – кафедра св. Петра, также работа Бернини – папское кресло парит над святой Троицей. Под алтарем в крипте церкви (туда можно спуститься по лестнице и поднятся по другой) находится мифическое захоронение самого св. Петра, а также настоящие некоторых самых прославившихся пап. В соборе, в различных его частях также множество папских гробниц, каждое надгробье представляет собой художественную ценность и о каждом рассказывают легенды. Желающие могут подняться на галерею, проходящую под куполом собра, чтобы с высоты увидеть весь комплекс ватиканских дворцов и Рим за Тибром. Подняться можно по лестнице или на лифте.

Рис. 4. Замок Сант Анжело.

Если стоять ко входу в собор спиной, то слева за оградой видно высокое здание – личная резиденция папы. Одно из окон на верхнем этаже – его кабинет, откуда иногда он машет рукой туристам и паломникам. Мы поворачиваем налево и, пройдя сквозь колоннаду посередине, выходим к внешней стене Ватикана. Идя вдоль нее минуем несколько поворотов и, минут через десять, попадаем ко входу в знаменитые музеи Ватикана, накопившие за века своего существования несметные художественные и исторические богатства. Купив билет и миновав контроль службы безопасности поднимаемся на второй этах и выходим во двор, где выставлены фотографии Сикстинской капеллы – самого посещаемого туристами зала в Ватикане. Выставили их потому что в самой капелле давать пояснения запрещено (также как и фотографировать) и гиды рассказывают о самом великом произведении искусства здесь. В левом ближнем углу двора (от входа) есть дверь и лестница, которая приведет нас в знаменитый Бельведерский дворик – выгляните на балкон и вы поймете, почему это место газывается «бельведере» – «хороший вид». Во дворике выставлены самые ценные скульптуры древности и среди них, конечно, «Апполон Бельведерский» и «Лаокоон». Последний рассказывает историю жреца Апполона и двух его сыновей, задушенных змеями за то, что ослушались воли богов и хотели уничтожить данайского коня.
Несколько залов далее посвящены античной и средневековой скульптуре, мозаикам и этрусской культуре. Идя по указателям мы проходим галереи карт и гобеленов и попадаем, наконец, к знаменитым станцам (комнатам) Рафаэля. Это четыре комнаты расписанные великим художником и его учениками изображениями сюжетов из жизни императора Константина (зал Константина), папы Юлия II (зал Элиодора), сюжетов истории язычества и христианства (зал Сениатура), причем, в качестве Платона изображен Леонардо да Винчи, а Гераклита – Микеланджело. На фреске «Парнас» изображены великие поэты и драматурги: Вергилий, Овидий, Данте, Бокаччо и другие. Зал Инчендио повествует о чудесном тушении папой Львом IV пожара в Борго.
Пройдя довольно большое расстояние по залам муззев мы, наконец, попадаем в знаменитую Сикстинскую капеллу. Много раз нам приходилось слышать от туристов, да и чувствовать этот на себе, что после Сикстинской капеллы уже невозможно смотреть более ни на одно произведение изобразительного искусства – и это так. Создана была капелла по приказу папы Сикста, над ней работало множество художников в течении многих лет. Торцовая стена «Страшный суд» расписана Микеланджело, так же как и самая сильная часть капеллы – ее потолок. Описанию сюжетов фресок потолка посвящены целые книги, но в кратце их можно охарактеризовать как сюжеты Ветхого Завета – ТАНАХа. Микеланджело расписывал этот потолок одной рукой вися на канатах в течении четырех лет. Стены комнаты расписаны сценами из Нового Завета, причем здесь трудился целый сонм великих художников, из которых мы можем упомянуть Ботичелли, Перуджино, Гирландайо и, конечно же, Рафаэля. В Сикстинской капелле нельзя снимать, есть, пить, разговаривать – словом ничего, только смотреть и поражаться величию человеческого духа.
В Ватикане есть еще целый ряд музеев, к которым относится библиотека Ватикана, Пинакотека, Египетский и Григорианский музеи и некоторые другие. Чтобы осмотреть все достопримечательности Ватиканских музеев нужно провести здесь не менее двух недель. Если у вас еще остается время и вы находитесь в районе Ватикана, пройдите от собора св. Петра по улице Кончилиационе к набережной Тибра и посетите замечательный замок Сант Анджело, построенный изначально как мавзолей императора Адриана. Позже он служил папской крепостью и тюрьмой, а сегодня это своего рода музей истории Ватикана, довольно любопытный.




АППИЕВА ДОРОГА


Рис. 5. Раскопки Аппиевой дороги.

К местам особого интереса в Риме относится линия древней Аппиевой дороги, берущая начало у терм Каракаллы рядом с районом Латерано. Название свое дорога получила от государственного деятеля Рима 4 века до н.э. Клавдия Аппия, ее проложившего. Собственно, Аппиевых дороги две Новая (Нуова) и Старая (Антика), нас, конечно же, интересует вторая. Начало ее лежит под полотном современной улицы Порта Себастьяно. В начале улицы у дома номер 9 сохранился некрополь, состоящий из богатой гробницы Луция Сципиона и колумбария Помполония Хиласа. Дальше по улице у старых городских ворот Порта Себастьяно (раньше – Порта Аппиа) сохранился отрезок городской Аврелиановой стены, на которую здесь можно подняться. Сегодня – это территория музея Аврелиановой стены. Как считается, вся стена, окружающая город имела длину около 20 км. и высоту около 6 метров. В нее были встроены различные сооружения, в том числе около 400 сторожевых башен. Эта городская стена была построена во второй половине 2 века н.э. императором Аврелием.
В десяти минутах ходьбы дальше по улице расположена церковь Домине Кво Вадис, что на русский язык переводится, как «Господи, Камо Грядеши?», то есть, «Куда идешь?». Считается, что именно здесь Петр увидел Иисуса, направляющегося в Рим и задал ему этот вопрос. Пройдя еще примерно такое же расстояние по дороге с правой стороны можно увидеть знаменитые Катакомбы Аппиевой дороги, также известные под названием «катакомбы Каллисто». Здесь множество могил раннехристианского периода, в том числе первых епископов и пап. Кстати, первое упоминание ранга «папа» найдено именно здесь и относится к 298 г. Весь этот район в те века, видимо, был отдан под захоронения, поэтому различных гробниц здесь множество и далее, а около дома 119а есть и еврейские катакомбы, очень похожие на захоронения талмудического периода в Бейт Шеарим. Есть здесь комплекс сооружений времен императора Марка Аврелия Максенция начала 4 века н.э., в который входил дворец императора, ипподром для колесниц и семейная гробница. Дальше по дороге стоит обратить внимание на гробницу Цецилии Метеллы, жены знаменитого Марка Красса. Ее строения украшены частично сохранившимися мраморными плитами и выглядят как настоящая крепость. Еще одна любопытная гробница 1 века до н.э. находится на слиянии старой и новой Аппиевых дорог. Стоит заметить, что пешая прогулка по Аппиевой дороге довольно затруднительна из-за отсутствия приличных тротуаров и мощного потока транспорта.



Продолжение следует...
Tags: италия
Subscribe

  • Статейка :)

    География Исхода Начало История Исхода евреев из Египта всегда была одной из самых волнующих и загадочных тем, затрагивающих умы и сердца…

  • Эрец Исраэль Михаила Булгакова

    По многочисленным просьбам выкладываю здесь: Игорь Торик ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ МИХАИЛА БУЛГАКОВА Судьба Михаила Афанасьевича Булгакова в чем-то сродни…

  • (no subject)

    Пришел второй тираж моей новой книги "История земли Израиля". Учитывая, что первый разошелся фактически за три недели, и с этим стоит поспешить )…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments