Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Шомрон - Себастия 1

Как я уже сообщал, вчера я побывал на учебной экскурсии (иштальмут) министерства туризма в Себастии - одном из интереснейших исторически и архологически мест Израиля. Заодно и протестировал новый объектив. Шомрон служил столицей Израильского царства на протяжении двух веков, а потом, на рубеже эпох был полностью перестроен Иродом Великим в честь императора Августа.

Но давайте по порядку - краткий исторический очерк.

Сразу после смерти царя Соломона его довольно большая империя развалилась на две части - южное Иудейской царство и северное Израильское - примерно в 930 году до н.э. Причины развала империи были политические, экономические и, даже, религиозные. Например, в северном царстве могли использовать тотемы - теленка, быка - как посредника для связи человека и бога, что подтверждают архологические находки. В Иудее это считалось грехом. Так или иначе, тогда евреи разделились на два народа, в определенном смыле не воссоединившиеся до сих пор. Учитывая, что мы точно не знаем, где сегодня израильтяне вообще.

В Иудею входили колена Иегуды (от которого и пошло само название), колено Шимона на юге, колено Биньямина на севере и часть колен Гада и Реувена в Заиорданье. Все остальные колена сформировали Израильское царство, центром которого стали колена Эфраима и Менаше. (Здесь и далее везде я даю имена собственные в родном, ивритском произношении, в классическом православном они звучат по-другому. Например, Менаше - Манассия и т.д.) Столицей Иудеи сразу и навсегда осталась бывшая столица Объединенного Царства город Иерусалим. Он же служил и единственным эксклюзивным религиозным центром. Возглавил Иудею сын царя Соломона Ровоам.

Столица же Израиля переходила из города в город. Возглавил северное царство Иеровоам бен Нават, близкий помощник царя Соломона, его бывший министр строительства и посланник ко двору фараона Шешонка (потом Иудею и Израиль разграбившего). Библия называет Иеровоама "живым героем" (гибор хай) - редчайщий почет и уважение. Религиозным центром Израиля был Бейт Эль - святое место для евреев еще о времен праотца Яакова, видевшего там сон. Но Бейт Эль не был единственным религиозным центром израильтян. Известно, что еврейские храмы также были в Дане (найдены существенные остатки и алтарь), Атарот (восточном), Медве, на горе Эваль и в других местах.

Столица же политическая переезжала с места на место. Сначала Иеровоам расположил свой центр в городе Шхем, на тот момент маленьком, слишком маленьком для столицы большого царства (хотя Иеровоам обнес его стеной) и царь сразу стал искать новое место. Первой альтернативой - или же временным пристанищем - послужил город Пнуэль в Заиорданье, на берегах ручья Ябок. Пнуэль довольно быстро был разрушен Шешонком и столицу перенесли в Тирцу - как сообает нам Бибилия, одно из красивейших мест Израиля, полных текущих вод... В Тирце правил сын Иеровоама Надав, который там и погиб. Тирца была политической столицей Израиля вплоть до царя Омри.

Омри, удачливый и талантливый генерал, пришел к валсти в Израиле благодаря войнам с Ассирией, как и несколько менее удачливых претендентов до него, правивших свосем недолго. Зимри, к примеру, правил всего 7 дней и покончил жизнь самоубийством. Войны Израиля с Ассирией изначально были спровоцированы Иудеей, пытавшейся чужими руками ослабить соседа-брата-врага. Омри, основывая новую династию, основал и новую столицу Израиля, купив место западнее Шхема у человека по имени Шемер. Отсюда и название города Шомрон, потом перешедшее на весь регион.


2014-04-09 11.05.59
Фрагменты форума Себастии, построенного Иродом Великим


Collapse )

Продолжение следует!!!

Вифлеем. Бейт Сахур. Раскопки.

Раскопки древнего поселения между католической и православной церквями "Пастушкова поля" проводились лишь однажды, в 1972 году. Проводил их довольно именитый христианский археолог, грек, проживающий в Израиле, закончивший Еврейский Университет в Иерусалиме по специальности история и археология и бывший профессором различных, в том числе, израильских университетов Василиос Цаферис. Цаферис участвовал в большом количестве раскопок в Израиле, интересуясь, в основном, христианской археологией. Раскопки Пастушкова поля были проведены довольно поверхностно и лишь период, соответствующий предположительному времени жизни Иисуса и позже. Отчет был опубликован в 1973 году в журнале археологического управления Qadmoniot 6: 120-122 на иврите и назывался "Excavations at Shepherd's Field, Bethlehem."

Цафирис пишет о сельскохозяйственном поселении 1 века до н.э. - 1 века н.э. на базе которого выросла византийская церковь. Он не упоминает принадлежности поселения, однако мои попутчики опознали в одной из цистерн возможную микву. Вполне, а почему бы и нет? Тогда были найдены масличные прессы, цистерны и некрополь - несколько ниш для захоронений. Возникшая в 4 веке византийская церковь-монастырь занималась среди прочего выпечкой хлеба - найдена пекарня, здесь были мозаичные полы. По некоторым предположениям, этот монастырь не был разрушен персами Хосрова Второго в 614 году и просуществовал до начала 8 века, когда христиан, очевидно, выдавили отсюда уже мусульмане.

Бенедиктинский монах Петер Декан в 12 веке цитирует сообщение оставшегося для нас анонимным византийского паломника, посетившего Вифлеем: "Неподалеку отсюда есть церковь, названная в честь пастухов. Там большой сад полностью окруженный стеной и там светлый грот с алтарем, в котором ангел явился пастухам, возвещая о рождении Иисуса". Святой Иероним в конце 4-го века упоминает это место несколько раз, называя это место "Мигдаль Эдер" ("Башня Стада" на иврите). Архиепископ Аркульф в 7 веке пишет о могилах трех пастухов, которым посвящена местная церковь.


IMG_8627

Collapse )

На этом мои посты о Вифлееме заканчиваются, по следующим Collapse )

Вифлеем. Артас. Запечатанный сад.

12 Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник:
13 рассадники твои - сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами,
14 нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами;
15 садовый источник - колодезь живых вод и потоки с Ливана.
16 Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой,
- и польются ароматы его! - Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его.
Песнь Песней царя Соломона


Элизабет Энн МакКол родилась в Варшаве 1825 году в семье христиан миссионерского толка. Ее отец, по ее собственным воспоминаниям, посвятил всю свою жизнь искуплению вины христиан перед евреями. Он изучал иврит и идиш, и его дочь также знала эти языки почти в совершенстве, выучив их у раввина по имени Авром. Она вообще была полиглотом. Позже ее семья перебралась в Лондон, где они жили в Палестин Плейс и активно участвовали в работе лондонского сообщества по распространению христианства среди евреев. Отец ее был викарием кафедрала Сент Джеймс и семья была представлена ко двору.

В начале 40-х годов Элизабет вышла замуж за Джеймса Финна, ставшего английским консулом в Палестине. Там она учила арабский язык, основала еврейское литературное общество и даже - редчайший случай! - была допущена вместе с мужем на Храмовую гору и в Наскальный Купол. Элизабет Финн была одним из первых фотографов Святой Земли и, когда в 1862 году Иерусалим посетил английский король Эдвард VII, она сфотографировала его у сосны Готфрида Бульонского. Ее альбом с фотографиями хранится в Яд Бен Цви в Иерусалиме. Кроме того, от нее осталось большое количество рисунков и скетчей Святой Земли. Она занималась помощью бедным, строила фермы, помогала еврейским фондам, основала фонд "Сара" для помощи продуктами бедным еврейским женщинам - раздавала рис, сахар и кофе.

Помимо всего прочего, жена английского консула чрезвычайно интересовалась исторической географией библейской земли Израиля. И именно ей принадлежит идея о том, что маленькая деревушка Артас является библейским Эммаусом - местом первого явления Иисуса ученикам после воскрешения. Она купила здесь участок земли и даже вела какие-то раскопки, о которых сообщалось, что были найдены следы построек периода Второго Храма. К сожалению, сегодня никаких следов отчета о тех раскопках мне найти не удалось. Ей же принадлежит идея, о том, что название Артас восходит к латинскому Хортус (Hortus) - Сад - и реминисценция на приведенный в виде эпиграфа стих из Песни Песней царя Соломона.

IMG_8470

Collapse )


Вифлеем. Артас. Бассейны Соломона

Система акведуков, туннелей, труб и водоводов, обеспечивавшая Иерусалим водой во времена Второго Храма и идущая с юга, со стороны Хеврона, состоит из нескольких самостоятельных подсистем. Эти системы обеспечивали восточную часть города водой вплоть до Шестидневной войны. Собственных, внутренних водных резервов Иерусалиму не хватало еще со времен царя Соломона и первая часть водоводов была построена еще в конце 10 века до нашей эры. Водная система многократно перестраивалась, укреплялась и увеличивалась царем Езекией, Хасмонейской династией, Иродом Великим и другими лидерами Израиля в разные времена. Вода по этим водоводам текла под действием силы тяжести, причем точность строительства была такова, что иногда на линии длинной в десятки километров общее падение высоты составляло всего лишь десятки сантиметров, причем добивались этого строители исключительно при помощи обычных ватерпасов. Первые части системы были обнаружены еще в 70-х годах прошлого столетия английскими исследователями, в основном, Чарльзом Вильсоном. Как выяснилось, система состояла из пяти основных частей. Первая часть, так называемый водовод Вади эль-Аруб, начинался в районе источника Кувезба в долине одноименного ручья и, собирая воду нескольких источников, шел очень извилистым путем по восточным склонам хребта к Соломоновым бассейнам южнее Вифлеема.


IMG_8451

Collapse )

Город Давида 12. Окончание.

Эйлат Мазар, предварительный отчет о раскопках в городе Давида (2005), перевод мой, глава "Период Византии и раннего ислама".

Collapse )

Конец.


Вопрос к читателям: стоит ли и дальше публиковать материалы подобного плана? У меня лежит, например, брошюра Нецера по хасмонейским дворцам, его же Иродион и еще много чего археологического...

Город Давида - 6

Эйлат Мазар, предварительный отчет о раскопках в городе Давида (2005), перевод мой, глава "Железо - I"

Collapse )

Следующая глава посвящена железу-2А, то есть наиболее интересному периоду и, будучи самой большой, будет публиковаться в несколько приемов...

Продолжение следует, если это еще для вас актуально :)

Город Давида - 1

Я решил перевести и опубликовать предварительный отчет Эйлат Мазар 2005 года о раскопках в городе Давида, в Иерусалиме. В процессе перевода я делаю определенные сокращения, в частности, в предисловии я не стал переводить полуторастраничный список благодарностей и имен, не перевожу и не привожу ссылки и примечания в тексте, если они не принципиально важны для понимания текста и некоторые длинноты. Надеюсь, вам будет интересно.


Collapse )

продолжать?