Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

(no subject)

Я уже рассуждал как-то о том, что не бывает объективно "хороших" или объетивно "плохих" инструментов. Молотком можно строить дом, а можно и убить человека. Автомат может убивать невинных, а может защищать невинных. Вопрос исключительно в использовании. В чьих руках, с какой целью и с какими последствиями.

Но и поступок не может быть объективно "хорошим" или объетивно "плохим". Ну вот, скажем, человек расстреливает из того же автомата безоржуного. Это хорошо или плохо? А если это солдат расстрельной команды, расстреливающий какого-нибудь чикатило или организатора кровавого террора? Поступок тоже определяется последствиями: если в результате погибает невинный человек - поступок плох. Если мир избавлен от кровавого маньяка - поступок хорош. Более того, с точки зрения разных людей и последствия могу быть оценены по-разному. То, что для одного хорошо, для другого может оказаться плохим.

Соответственно, нет объективно "хороших" или объетивно "плохих" людей - только следствие их поступков субъективно, для разных восприятий. Римский император Адриан был хорош или плох? С точки зрения итальянца, римлянина - однозначно хорош. Философ, просветитель, поэт, строил библиотеки.. С точки зрения еврея - кровавый убийца, уничтоживший три четверти еврейского народа и разрушивший Иерусалим. И еврея не волнует, что он это делал, якобы, ради распространения великой римской культуры. Получается, что нельзя судить людей по параметру "хороший" или "плохой" - вопрос в поступках. По отношению к тому или иному субъекту или даже по отношению ко времени, любой человек в разные периоды своей жизни может совершать разные поступки, оцениваемые разно субъективно.

Поэтому и человек, и его поступки, и его инструменты могут быть оценены только субъективно и привязано ко времени. Таким образом, пераметр "хороший" или "плохой" не релевантен вообще. Ни по отношению ни к чему. Человек, поступок, инструмент может быь вреден или полезен, эффективен или неэффективен. Но хорош или плох нет. Поэтому смешно говорить о том, скажем, какой политический строй хорош или плох. Вопрос конкретной сиюминутной эффективности и дальнейших последствий. В экстремальное время, во время войны, скажем, единоначалие существенно эффективнее демократии, при прочих равных монархия всегда победит демократию. Да и сама монархия ни хороша ни плоха - вопрос в личности правителя. В его поступках.

Более того, распределение "ъороших" и "плохих" последствий синусоидально, нет, не существует конечного результата. Ну, возьмем для примера такую синусоиду. Водитель (нехороший) сбивает на переходе насмерть молодую женщину. Плохо. Но если бы женщина выжила, она родила бы садиста убийцу, замочившего 10 человек. Хорошо, что она погибла? Но если бы этот убийца замочил бы среди прочих будущего насильника, изнасиловавшего сто женщин. Плохо, что он не родился? Но если бы насильник выжил и от одного из изнасилований родился бы гений, изобретший вакцину от рака и спасший жизни сотен тысяч? А если бы спасшийся от этой вакцины стал бы очередным гитлером? И так, до бесконечности.

Поскольку конечного резуьтата нет, поскольку мы даже предположить не можем, какие дальние последствия могли бы следовать за определенным поступкам, мы и оценить их не можем никак. Ведь производных - бесконечность. И отсается только формула "все, что ни делается - к лучшему". И вселенной есть механизмы гомеостаза, что с таким юмором использовали АБС в совем "За миллард лет до конца света". Мир развивается своим путем и ведь развивается! Ну и пусть существует дальше. Без наших оценок.

Поэтому, честным будет исключительно личностная оценка: то или иной хорошо или плохо лично для меня на данный момент. При этом понимая, что и в нашей личной судьбе есть миллионы производных, которые мы не можем предсказать. Н, самый распространенный пример: опоздал на самолет - плохо, а самолет разбился - хорошо. Лично для опоздавшего. Поэтому я не берусь делать глобальных оценок нчего происходящего. Жизнь идет, бурлит, кипит, получаем удовольствие от самого процесса, не пытаясь его оценивать. Живем!
Mason hands

(no subject)

Обнаружил случайно очень интересный факт: Кемаль Ататюрк, оказывается, по происхождению был дёнме, то есть, выходец из одной из сект, на которые развалилось саббатианство в Турции. Соответственно, еврей.

В XVIII веке большая часть дёнме проживала в Салониках - замкнутая, богатая. Они, правда, раскололись на четыре враждующие по вопросам веры группы, но в делах предпочитали поддерживать друг друга, а не кого-то чужого. Там, в Салониках, родилась девушка, вышедшая замуж за пашу города Филибе (для справки: паша – самовластный администратор территориальной единицы, вроде губернатора, но с куда большими правами; Филибе же – турецкое название болгарского города Пловдив). У них родился сын, названный Кемалем. Имя Ататюрк – «Отец Турок» – он получит позже, когда создаст Турецкую республику.

Дёнме (тур. dönme, буквально — отступники) — каббалистическая секта, вышедшая из иудаизма, основанная Якобом Кверидо, братом последней жены Шабтая Цви.

Секта была основана в 1683 году в Салониках (отсюда другое принятое в Турции название секты — Selânikli). Согласно учению дёнме, Шабтай Цви является Мессией. Его переход в ислам объяснялся тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну. Вслед за основателем, формально перешли в ислам и сектанты.

Позже с учением дёнме познакомился Якоб Франк и сам заразился идеей мессианства и Святого Отступничества, вызвав массовый переход польских евреев в католичество.

В конце XVII — начале XVIII в. дёнме раскололись на ветвь из Измира (Измирлар), и ветвь ученика Шабтая Цви, Якоба Керидо (Якоблар).

В 1716 году часть измирларов объявили сына Якоба Керидо, Берахию Руссо (он же Осман-Баба), воплощением (гилгулем) Шабтая Цви, так образовалась группа Каракашлар (на турецком — чернобровые). В 1720 году возникла группировка Капанджилар (владельцы весов), отвергающая авторитет Якоба и Берахии.

Браки дёнме заключали только внутри общины, что привело к частичной генетической рецессии. Дёнме поддерживали младотурок в начале XX века, тогда министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей (1875—1926).

Во время обмена населением между Грецией и Турцией приверженцы дёнме были причислены к мусульманам и вынуждены были покинуть Салоники.

Обладая хорошим образованием и секулярными взглядами, многие из дёнме активно поддержали революцию и Ататюрка. В Турции весьма популярны слухи, что сторонники Ататюрка мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля в Палестине. Радикальные исламисты обвиняют в революции трёх врагов — «сионистов, масонов и дёнме».

Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в заговорах. К концу XX века дёнме полностью интегрировались в светскую Турцию и перестали заключать браки исключительно внутри общины. Сейчас замкнутый характер имеет только группа каракашларов.

Отношение еврейской общины Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения. Сейчас в Турции проживают около 2 500 дёнме. В частности, к ним принадлежал бывший министр иностранных дел Исмаил Джем.

Турецкие антисемитские движения всегда атаковали дёнме, их также обвиняли в организации всеобщего заговора и в том, что они — тайная сила, которая управляет турецким правительством.
Турецкий журналист и активист дёнме Ильгаз Зорлу, основавший в 2000 году издательство «Zvi Publishers», хотел признания его евреем, но бейт дин (раввинский суд) отказался признавать его евреем без полного обращения в иудаизм и отверг его претензии. Зорлу заявил, что принял иудаизм в Израиле и подал иск об официальном изменении в его документах вероисповедания с ислама на иудаизм. Суд удовлетворил его требования 7 августа 2000 г. Это также вызвало скандал, в частности, из-за того, что он сотрудничал с антисемитскими активистами, такими как Мехмед Шевкет Эйги.

Теперь становится понятным, почему Эрдоган так неприкрыто ненавидит Израиль....

http://www.jewish.ru/history/facts/2002/12/news994172659.php

http://www.armtoday.info/?Lang=_Ru&NewsID=37379

http://www.eleven.co.il/article/11400

Спиналонга или остров Прокаженных

Машенька, спасибо тебе большое, что надоумила нас съездить на этот остров :) Это было классно!



На остров Прокаженных можно попасть на кораблике либо из Плаки (10 минут), либо из Элунды (30 минут) плавания в каждую сторону. Поскольку я не люблю и не переношу качку, хоть и внук адмирала :), я выбрал более короткий вариант. Да и по деньгам он дешевле. Катер из Плаки стоит 8 евро на взрослого и 4 на ребенка с 5 лет, если я не ошибаюсь. Вход на сам остров - еще 2 евро на взрослого, детям до 18 бесплатно. Пускают туда с 9:00 до 18:00. Мы спустились в Плаку с севера, с гор - от этого потрясающего вида, въехали в северную часть города и тут е увидели указатель "Стоянка машин туристов, едущих на Спиналонгу - бесплатно". Поставили там машину, через дорогу столик, дядя продает билеты, катер ходит практически постоянно туда-сюда, то есть ждать его вряд ли больше получаса в худшем случае. Еще одна техническая деталь: туалет на острове есть единственный, он на причале справа, если стоять лицом к морю и он ДО проверки билетов.

Остров Спиналонга - остаток суши, части полуострова Спиналонга, погрузившейся в море, видимо, из-за землетрясения. Еще относительно недавно между островом и сушей был перешеек, уничтоженный для повышения обороноспособности острова. По сведениям венецианского картографа Винченцо Коронелли, в 1526 году венецианцы решили отделить часть полуострова Спиналонга и создать остров для усиления защиты порта Элунда от постоянных пиратских набегов. Но начнем историю сначала.

Collapse )

Это еще не все про Крит :)

Дрирос и дороги северовостока.



В четвертый день нашего путешествия мы решили отправиться на остров Прокаженных (Синалонга), заодно посмотрев и еще всякие окрестности. По дороге было решено заехать на раскопки Дрироса и, затем, в объезд по мелким местным дорогам добраться с севера до Плаки, откуда ходит кораблик на остров. Так мы и сделали. Съезд на Дрирос со скоростной дороги идет через Неаполи. Там стоит указатель направо на Дрирос. И нет указателя, что потом надо свернуть налево под скоростное шоссе. Поэтому мы на некоторое время заплутали в Неаполи, видели там указатель "Археологический музей", поискали музей и не нашли. Сообразили, что надо развернуться и вскоре, после короткого подъема по горной дороге обнаружили новенький указатель на раскопки Дрироса. Свернули по указателю на боковую маленькую дорогу и изумились ее старости и заброшенности. Было совсем не похоже, что эта дорога ведет к достопримечательности. Асфальт разбит, местами дорога проросла кустами и травой - и, все же, мы упорно по ней ехали...

Collapse )

Но об острове - в следующем посте :)

Гортина



С Гортиной мы почти прокололись. Сначала мы хотели осмотреть ее до Феста, но дети заснули в машине и мы отправились в Фест как в дальнюю точку, чтобы дать им поспать. Заехав в Гортину на обратном пути, мы выяснили, что археологический парк Гортины работает не до 20:00 как все остальные достопримечательности Крита, а всего лишь до 15:00, по крайней мере, так гласила написанная от руки бумажка на воротах. Мы же приехали туда без четверти четыре. Мы развернулись и уехали домой. А зря. Как выясилось, 80 процентов раскопок Гортины находится за пределами забора и платной зоны и увидеть их можно в любое время суток и совершенно бесплатно. Сначала мы подумали, что, дескать, ну и черт с ней, с Гортиной, это период Рима и позднего Рима, такого вехзде полно, не специфично для КРита, так что не жалко. Но все же вернуись сюда в последний день: и машина прокатная у нас еще была до вечера, м бенщина полно - мы ее заправили слишком обильно.. И мы поехали в Гортину снова. И очень даже не пожалели. Вход в Гортину стоит 4 евро для взрослых, детям до 18 лет бесплатно.

Итак, раскопки Гортины делятся на две части - внутри забора (всего лишь базилика Тита и Одеон) - и вне забора - все остальное: храмы, форум и т.д.

Collapse )

И это еще не все про Крит :)

Фест




Пржежде чем поезать в Фест, мы пообедали - проехав за Фест метров 200 обнаружили лучшую за все время нашего пребывания на Крите сельскую таверну на фкерме, которая так и называется "Семейная Таверна". Очень рекомендуем! Вот несколько фоток таверны:

Collapse )

Во всех источниках пишут, что Фест - самаые важные раскопки минойской эпохи на Крите, а, соответсвенно, и в мире, хотя Фестский дворец по величине - всего лишь второй после Кносса. Правда, нигде я не получил толкового объснения, почему именно Фест считается самым важным. Возможно, из-за Фестского диска - может быть, самой загадочной, на сегодняшний день надписи мира? Не знаю.. Давайте посморим, что пишщут о Фесте профессионалы. Фестос, или Минойский дворец Фестос находится на возвышенности (высота 100 м от уровня моря) в юго- центральной части Крита, в 55 км к югу от города Ираклион и расположен недалеко от археологических раскопок Агиа Триада, Гортины и Маталы. С холма открывается великолепный вид на долину Мессара, а на юге открывается вид на Ливийское море. Окружающие Фестос горы Лисаиос с востока и севера являются источником воды. Мягкий и теплый климат делает область комфортной и приятной для проживания.

Collapse )


Collapse )

Кносский дворец

Сначала - техническая информация. В кассы Кносского дворца стоит громадная очередь. Ее можно избежать и, при этом, съэкономить, купив в Археологическом Музее Ираклиона совмещенный билет на обе достопримечательности. Он стоит 10 евро на взрослого, дети до 18 лет бесплатно. Как добираться до Кносса общественным транспортом я не знаю, на машине это совсем недалеко на юг от Ираклиона, однако движение по этой дороге медленное и с пробками.




Кносский "дворец" (в кавычках, потому что это целый город не всегда понятного назначения) - самый крупный раскопанный объект минойской цивилизации с огромным количеством интереснейших находок (смотри мои посты по музею Ираклиона) расположен в нижней части горы Кефала между двумя ручьями на участке чрезвычайно плодородной земли. Первое поселение здесь появляется еще в неолитические времена, в период с 6700 по 3200 годы до нашей эры, активно ращвиваясь. Затем, как мы уже писали, необъяснимый перерыв более чем на 1000 лет. А в 1900 году до нашей эры, ориентировоно, появляется первый дворец. В очерке об истории минойцев мы говорили о том, что везде наблюдается одна и таже картинка: возникновение первых дворцов 1900-1700 и на рубеже 1700 - второе, более мощное дворцовое строительство вплоть до прихода микенцев.

Collapse )

Следующий пост - о раскопках Феста.

Музей Ираклиона. Минойская архитектура и развлечения.

Не смотря на очень малое количество откликов здесь и их практическое отсутсвие в ФБ, я все же продолжу рассказ про археологический музей Ираклиона и про минойскую культуру. Историки подразделяют минойскую культуру на раннюю и позднюю, рубеж проходит примерно по 1700 году до нашей эры, когда были перестроены все крупные "дворцы" Крита. Еще раз напомню, что источником наших знаний о минойцах является почти исключительно Крит - на территории остальной Греции значительных следов этой цивилизации не осталось - и почти исключительно культура "дворцовая". Я не случайно беру это слово в кавычки - мы не знаем достоверно, были ли это царские дворцы и вообще, была ли у минойцев монархия. Огромные постройки в Кноссе, Фесте и другиз городах - это именно городской комплекс мгогих зданий и сооружений за одной стеной (типа Кремля) и, в каком-то смысле, даже под одной крышей. Археологи избегают употреблять слово "царь" в отношении минойской цивилизации, хотя в Фесте на раскопках и стоят таблички "дворец царя" и "дворец царицы" - они условны вплоть до неграмотности. Но для удобвства эти комплексы продолжают называть дворцами. Я расскажу о них поподробнее в постах, посвященных соответственно Кноссу и Фесту. В Малию мы не добрались, хотя она и была у нас прямо под носом :) Касательно Кносса еще выделяют позднейший период достройки дворца, но, в принципе, это тот же новый дворцовый период, когда старые дворцы были разрушены и новое строительство велось с большим размахом и помпой.Видимо, к тому е периоду относится и строительство лабиринтов - из которых сохранился только один, в районе Гортины и доступа туда, увы, нет.

В архитектуре того времени употреблялись, представьте себе, модели!



Collapse )

Продолжение следует!

Музей Ираклиона. История Минойской культуры.

Боюсь, что в одном посту я не успею изложить вам все, что касается посещения архологического музея Ираклиона из-а громадности темы. Речь пойдет о Минойской цивилизации, загадочной и пока еще малопонятной, малоисследованной и удивительной интересной. Культуры, артефакты которой представлены практически только в этом музее, поскольку, не смотря на то, что существовала она почти по всей территории Эллады, археологических следов ее нигде кроме Крита почти не осталось. Во вском случае, найденное во "дворцах" Крита - Кноссе, Фесте и Малии - это 95 процентов находок, связанных с минойцами. И хранятся они именно в этом музее. Уникальность этой коллекции переоценить невозможно, причем, не только научную, но и вполне обывательскую, поскольку минойская цивилизации была яркой, необычной и интересной. Я сделал в музее более 150 снимков, хотя вообще в музеях фотографировать не люблю. Итак, приступим.



Минойская цивилизация, обнаруженная относительно поздно - всего лишь в 1900 году английским археологим Эвансом - сразу поставила археологов в тупик. Дело в том, что археологический слой, относящийся к минойцам, начинающийся приблизительно с 20-го века до нашей эры (период библейского Авраама) лежит непосредственно на культурном слое... неолита; неолит, или его поздний переходный период энеолит, в средиземноморье заканчивается приблизительно в 30-28 вв до нашей эры. Таким образом, возникает некоторая временная лакуна как минимум в 700 лет между окончанием энеолита и началом минойской культуры. Можно, конечно, предположить, что промеждуточная культура была уничтожена вновь появившейся - минойской - что почти неизбежно в истории означает силовой захват и оккупацию. В таком случае - откуда пришли минойцы? На эту тему есть определенные догадки.

Collapse )

Продолжение следует...